Ответы на комментарий
Страницы: 1#1 24.10.2007 08:18:55 Shadow | |
Я читал "Любовницу французского лейтенанта" сразу после "Ночного Дозора" и ряда произведений, написанных в стиле "фэнтези". Насколько это разные жанры! Насколько разная литература!
Поначалу роман мне показался жутко скучным, нединамичным. Скука потом пропала, сменившись жарким интересом к сюжету, а динамичность, конечно, там ни к чему. Напротив, я думаю, что роман намеренно написан в такой неторопливой манере, как то время, когда происходит действие. К окончанию я совсем проникся той неспешной атмосферой и не хотел, что роман заканчивался. Но, несмотря на это, я не хотел бы жить в таком мире: Что мы видим в девятнадцатом веке? Это было время, когда женщина почиталась святыней - и когда можно было купить тринадцатилетнюю девочку за несколько фунтов, а на часок-другой - и за несколько шиллингов. Когда в Англии было построено больше церквей, чем за всю ее предыдущую историю - и когда в Лондоне на каждые шестьдесят частных домов приходился один публичный (современное соотношение составляет скорее один на шесть тысяч). Когда священный характер брака и необходимость хранить добрачное целомудрие провозглашались со всех церковных кафедр, во всех газетных передовицах и публичных выступлениях - и когда частная жизнь многих видных государственных и общественных деятелей, начиная с будущего короля, носила неслыханно (или почти неслыханно) скандальный по тем временам характер. Когда система уголовных наказаний из года в год смягчалась - и когда телесные наказания в школах приобрели такой широкий размах, что один француз всерьез принялся разыскивать английских предков в родословной маркиза де Сада. Когда женское тело было надежнейшим образом скрыто от глаз - и когда умение скульптора ваять обнаженный женский торс почиталось мерой его мастерства. Когда ни одно значительное литературное произведение - будь то лирика, роман или драма - не позволяло себе по части чувственности заходить дальше поцелуя; когда доктор Баудлер (дата смерти которого - 1825 год - напоминает нам, что дух викторианства пробудился задолго до официального начала викторианской эпохи) имел стойкую репутацию благодетеля читающей публики - и когда порнографическая литература издавалась в количествах, не превзойденных по сию пору. Когда о физиологических, в частности экскреторных, функциях человеческого тела запрещалось упоминать вслух - и когда санитарное состояние улиц и домов (первые уборные с приспособлениями для спуска воды появились только в конце века и вплоть до 1900 года оставались предметом роскоши) находилось на столь низком уровне, что продукты деятельности вышеозначенных функций постоянно и повсеместно напоминали о себе. Когда общепринятое мнение гласило, что женщина по своей природе не может испытывать оргазма - и когда каждую проститутку обучали симулировать оргазм. Когда во всех сферах человеческой деятельности наблюдались невиданные дотоле прогресс и свобода - и когда в самой важной и самой интимной сфере царила жестокая тирания. "Любовница" - это смесь, где есть немного эссе, немного исторического романа, немного любовной лирики и огромное количество оригинального языка Фаулза. В романе удивительным образом переплетены настоящее (XIX век) и будущее (XX век). Мне это напоминает "Грифона" А.Конде, правда в нём на этом строиться всё произведение. Здесь же это необходимо для более ясного понимания того или иного момента. Но чего я никак не пойму – так это главу №13! Зачем автору понадобилось разубеждать меня, как читателя, в том, что всё это ненастоящее, вымысел, именно тогда, когда я поверил в реальность происходящего? Я заметил одну особенность. Нельзя сказать, что главные герои положительные или отрицательные – здесь приходится решать самому (что-то подобное я писал про "Волхва"). Лично мои симпатии склоняются к Чарльзу. Не то, что я считаю его положительным, мне просто его жаль. Он всё никак не найдёт своё место в мире. И если даже решить, что то время не для него и перенести его в будущее, то и в нём он не нашёл бы себя. Поиск – в этом состояла его цель в жизни, и этот мучительный процесс происходил на протяжении всего романа. Он пытался научиться быть честным с самим собой. Чего не скажешь о Саре. Она вообще загадка, как для читателя, так и для писателя. Хотя для меня она представляется меркантильной и циничной особой. В ней тоже чувствуется, что она живёт не в своё время, никто её не понимает. Уж в наши дни она бы развернулась! Но и тогда она добилась много. Я знаю, я не справедлив к ней, но я не терплю лжи в любом проявлении. В Саре есть какая-то надменность, надуманность. Она всё просчитала, все ходы. Это как игра в шахматы, где проанализирована вся партия до самого конца. И именно из-за моего отношения к Саре я думаю, что концовка №3 наиболее вероятная, остальных финалов для меня просто не существует! Какая семейная жизнь у Чарльза – он к ней не способен! Какой ребёнок – он не может быть отцом! Если только спонсором, кошельком. Сара настолько исказила их отношения с Чарльзом, что их просто не может быть! Ей уготована безмятежная жизнь – она не упустит того, что сделала. Ему уготовано одиночество на людях – вечные путешествия – и смерть в гостинице. О "Любовнице" можно написать много – произведение заставляет думать, анализировать, сопоставлять. Но это касается и других книг Фаулза. В них очень хорошо виден внутренний стрежень писателя, знание жизни, его позиция. После прочтения у меня остаётся чувство чего-то глобального, конкретного, законченного, масштабного, живого. Я уже сравнивал Фаулза с алмазом, но на сей раз у меня другая ассоциация: гранитная глыба, высокая и могучая. Май 2007г. | |
Отредактировано Shadow 05.12.2008 15:32:16 |
Страницы: 1
Для того, чтобы оставить комментарий, нужно зарегистрироваться
Комментарий
"Любовница французского лейтенанта" Джон Фаулз
Читаем в ответах.