Альфредо Конде "Грифон"

 Кое-что о грифоне…

 Как раз с грифоном всё понятно – это читатель. Это он ныряет в воду в одной эпохе, а выныривает в другой. Это тонкий ход писателя, это приятно, к тому же читатель, как и грифон, существо непонятное – мифическое; кто его знает какой он… и даже если его нет (читателя), то можно его себе выдумать.
 На первый взгляд «Грифон» кажется произведением как бы без морали, без сути, но зерно там все-таки есть, ибо породило эти строки. Вроде бы все просто – две сюжетные линии, практически не связанные между собой и ещё некий грифон, который, как уже говорилось, является читателем.
 Но зачем же писать такие книги? Чтобы познакомить с историей Галисии или душевным состоянием стареющего писателя? Да, может быть, но можно было более резко выделить главные линии романа, и тогда он был бы другим. Значит, задумка была другой.
 Дело в похожести главных героев, в их тонкой связи, которой не видно, но она должна быть, иначе тогда зачем «Грифон»? Посланец является отражением Приглашенного Профессора (почему-то именно так, а не наоборот). Вроде бы похожи как две капли воды, а всё зеркально и всё равно похожи. Но мне кажется, суть раскрывается именно через Приглашенного Профессора, хотя о Посланце написано больше (в смысле жизненных событий). А может писатель мне ближе, хотя Посланец тоже заслуживает уважения. Но что в Приглашенном Профессоре особенно хорошо – это то, что он не вызывает жалости, а ведь он находится на позднем закате своей творческой карьеры. Ведь если писателю, художнику, музыканту говорят, как и что нужно писать, играть, пусть даже из самых тёплых чувств, то это мёртвое существо. А ведь должно быть наоборот. Человек творческий должен быть настолько сильным и немного сумасшедшим, что мало того, чтобы придумать то, чего нет, но и заставить других поверить в то, что это могло быть или было.
 Хорошо, что наш Приглашенный Профессор понимает, что он «уже отзвенел» и без лишних мучений и терзаний готовиться к творческой смерти. То ли заряд в нём был мал, то ли он «выстреливал» такими мощными порциями, что под конец уже ничего не осталось. Ведь всем известно, что при создании произведения отдаёшь часть (не частичку) себя.
 А Посланец напротив, хранил огонь внутри, и в конце жизни, когда он обрёл любовь и счастье и был готов отдать всё, что у него было, не смог этого сделать.
 Тут возникает вопрос: что более правильнее – отдавать себя грифону (т.е. читателю) или хранить в себе то, что может быть и некому будет потом отдать. Ответ здесь очевиден – всё зависит от человека, но вопрос то был: что правильнее, ведь повезло больше Приглашенному Профессору – он получил вторую жизнь и в этом связь между ним и Посланцем.
 У Посланца было всё: дело, которому он посвятил свою жизнь, которое, несомненно, помогло людям; жена, ребёнок, только рок не позволил ему насладиться плодами своей жизни. А у Приглашенного Профессора был растраченный (не попусту, конечно) творческий потенциал и одиночество. И вот он получает шанс прожить жизнь – в любви и счастье – то, чего не сумел сделать Посланец. Его судьба как бы продолжилась в Приглашенном Профессоре, доводя до логического завершения обе жизни, обе судьбы…
 Ну а что же грифон? А ему остаётся лишь нырять в фонтан времени, связывая собой судьбы, казалось бы, разных людей, оставаясь при этом эфемерным, незримым, но всё же реальным и значимым.

 Гусаров Денис, декабрь 2004 г.


 В дополнение…

 Думается, что для понимания основополагающей идеи автора в произведении «Грифон» Посланца и Профессора необходимо рассматривать как одну однополярную личность человека с двумя характеристическими чертами -«до» и «после». Думаю, Денис верно подметил, что Грифон – это читатель. Однополярность Посланца и Профессора выражается именно через читателя, и все совпадения, казалось бы совершенно случайные, с названием Грифон, относящиеся к тому и другому персонажу, Конде незримо и мастерски олицетворяет с читателем: стареющий Профессор (видимо когда-то очень известный писатель) живет на улице Грифона, т.е. как писатель он живет на полках читателей; прозвище из юности Посланца – Грифон, т.к. он много читал, а также его адрес в бегах – та же улица Грифон, те же читатели; как сам говорит Конде «если кто-то знает его (Посланца) цель, тот сможет его найти». И читателями же, как скрепляющим раствором, сводятся оба персонажа в одну личность. В переносе на гипотетический персонаж, этой личностью вполне может являться некий Писатель (может галисийский, вероятно сам Альфредо Конде).
 В аспекте персонажа Посланца – эта гипотетическая личность находится в расцвете своего творчества. Причем творчества не бессмысленного, а с заложенной идеей духовной подпитки и преображения читателей с перспективой возрождения и очищения таким образом своей родной страны. Посланец движим идеей свободного распространения книг с видимыми отсюда будущим позитивом для Галисии, причем персонаж ставит цель – посеять здоровое зерно духовного просвещения. Гипотетическая личность или Писатель при этом неустанно работает превращая свою жизнь в этакую неустанную созидающую борьбу. Как только Посланцем достигнута цель – он уходит с арены, а вернее в произведении его арестовывают и казнят. Как мне кажется это хороший литературный прием автора. Таким образом нашего Писателя он превращает в исчерпавшего себя писателя, персонажа Посланника превращает в персонажа Профессора, для подчеркивания дает Профессору и сыну Посланника одинаковые имена. И далее на страницах (в соответствующих временных рамках) присутствует лишь старый, исписавший себя Писатель. Он отдал себя своим читателям, своей стране. Что ему делать? Его задача выполнена, цели достигнуты и пройдены. Видимо здесь автор и говорит образом самокритичности Профессора, что вложив целиком себя в свою родину, в свой народ, не стоит начинать пустомелить, дуться и лить лишнюю воду на посаженные им зерна духовности, не стоит лепить из пустоты плотоядного Грифона. Тут и пора уйти творческому человеку с арены и подарить остатки своей жизни и остатки своей души любимому человеку. Ведь целиком посвящая себя двум вещам сразу, всегда одна из них будет второстепенной. А второстепенная жизнь – это уже не жизнь, это казнь.

 Савин Георгий, январь 2005 г.


Для того, чтобы оставить комментарий, нужно зарегистрироваться

Страница сгенерирована за 0.012 сек.
Просмотрена 1468 раз(а)
© 2007-2024 "ТЕНИ". Все права защищены.
При перепечатке материалов ссылка обязательна
Разработка сайта - AntiMIN